В основе философии карате лежит идея ненасилия. Во многих клубах карате спортсмены дают клятву и обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям.
В некоторых школах карате, особенно восточных, изучение технических и тактических приемов переплетается с религиозным учением. Однако говорить о жесткой зависимости карате от религии не приходится. А вот уважительное отношение к старшим, женщине, вообще к окружающему миру, вера в собственные возможности и другие нравственные принципы широко используются в украинских клубах по изучению карате.
Изучение карате способствует мобилизации скрытых возможностей человека, заложенных в его природе, но способных раскрываться только в определенных состояниях. Человек учится раскрывать свои физические, энергетические и духовные силы. При этом концентрация внимания позволяет собрать воедино различные силы человека и направить их в заданную точку, обеспечивая тем самым эффективное приложение их в нужном русле. Очевидна необходимость этого умения в карате, техника которого предполагает способность к избирательной концентрации энергии, для обеспечения внутреннего содержания внешне силовых движений и приведения этой энергии и силы в заданном направлении по четко определенной траектории.
Фундаментом карате служат философские воззрения даосских мыслителей, которые в противоположность греко–латинской, а позже христианской модели мира как Бытия выдвигали идею пустоты, или Небытия. Математическим символом этой идеи служил нуль, пространственным – круг, умозрительным – пустота. При этом, если сумма и произведение всех вещей в мире равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, т.е. мнима. Но если это так, то вся вселенная равна человеку, а человек равен вселенной и может иметь в себе ее потенциал, обладать всей ее мощью, если сумеет найти правильный способ получения – Путь (по–японски «до»). Поэтому все дело заключается в поисках истинного Пути. А для этого необходимо овладеть разлитой в теле энергией (по японски «ки»), научиться впитывать ее из космического океана и управлять ею. Кроме того, необходимо очистить «замутненный дух» (по–японски «син»), чтобы добиться состояния просветленности. Однако просветленный дух и очищенная энергия должны находиться в достойном вместилище. Поэтому следует всячески подготавливать свое тело, чтобы получить гармоничное Целое – слияние физического, морального, и духовного.
Одним из способов достижения истинного Пути, по мнению даосских мудрецов, было осознание человеком Закона всеобщего соответствия всего, что есть во Вселенной, адаптация к природе, обществу, стихиям. Вечное движение пяти стихий (дерева, огня, земли, металла, воды), их круговорот (дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода рождает дерево) – основа даосского учения о мироздании, в котором человеку, желающему постигнуть устои Вселенной, нужно следовать естественным путем, совершенствовать собственную нравственность, применяясь к законам природы. При этом совсем необязательно вести аскетический образ жизни, удаляться от мира с его конфликтами. Побеждать следует, считаясь с законами природы, приспосабливаясь к ней, согласовывая свои действия с изменения в окружающем мире. Гармония, невозмутимость духа, следование Пути определяют принцип духовного и физического развития личности, служат первоосновой физического и духовного совершенства.
В даосских творениях Мягкое и Слабое одолевает Твердое и Сильное: вода точит камень и сокрушает скалы; ива сбрасывает тяжелые пласты снега; и т.п. Совершенномудрые, в понимании даосов, – это те, кто «действуют мягко, а на деле – твердо; с помощью слабого оказываются сильными. Следуя смене превращений, овладевают искусством Одного, и с помощью немногого управляют многим. Те, кого называют "сильными делами", встречая изменения, откликаются на момент, устраняют несчастье, побеждают трудности. Нет такой силы, которую бы не одолели, нет такого врага, которого бы не осилили», – записано в «Хуай-нань-цзы».
На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Мягкость и податливость обращают натиск врага против него же самого, используя его силу для его же уничтожения.
Формируя целостную и целеустремленную личность, дзэн призывает полагаться в жизни только на себя и черпать силы из гармонического слияния с природой. Не навязывать природе свои желания, но мгновенно откликаться на ее зов – такова высшая мудрость дзэн. Доктрина дзэн направлена на прорыв сквозь путы страстей, беспочвенных мечтаний, желаний, страха и гнева. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз, человек должен сам конструировать свою судьбу, всемерно развивать заложенные в нем способности: наращивать силу, углублять мудрость, культивировать мужество и любовь к ближнему.
Философия карате – это философия ненасилия, берущая все ценное и полезное из существующих религий и направленная на формирование человека, способного управлять собой как владеющей собой и развиваться как творческая личность.