История создания и развития карате

Карате-До как боевое искусство, зародилось не в Японии, о происхождении карате мы можем знать или предполагать только из легенд, исходя из одной из них, создателем карате считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь (“Храм молодого леса”), расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Монастырь Шаолинь стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.


Главная цель его учения состояла в том, чтобы прозреть в себе истинную природу Будды. Приемы комплекса были призваны укреплять силу духа и тела монахов в период длительных религиозных постов, когда чтение сутр и духовно-медитативная практика чередовалась с физическими упражнениями.

В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. В пору расцвета монастыря, в XV веке, в лоне Шаолиня появляется 5 основных стилей: Тигр, Леопард, Журавль, Змея и Дракон, которые основывались на принципах повадок и движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата», вместе они представляли собой одну последовательную систему из 170 приемов.

Каждый бонн-монах выбирал для себя наиболее подходящую форму и стиль ведения боя, в каждом из них программировалось определенное психофизическое состояние, свойственное тому или иному темпераменту животного.

В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.

Когда храм сожгли во время крестьянских войн и гражданской смуты, то оставшиеся в живых монахи эмигрировали в соседние страны или на ближайшие острова. Не стал исключением в их ряду и остров Окинава.

После того, как монахи попали на архипелаг Рюкю, а точнее на его главный остров Окинава, то стали преподавать местным крестьянам боевое искусство. Тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялось постоянными вооруженными столкновениями между правителями разобщенных районов при полном запрете ношения оружия и пользования им. Исключение было сделано лишь для высшей знати и чиновников.

Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и ловко перемещаясь, они могли ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом.

В начале XVII в., а точнее в 1609 г. японский князь Симадзу из клана Сатсума захватил архипелаг и издал указ, чтобы все жители Окинавы, в том числе и солдатам из правительства, под страхом мучительной казни запрещающий иметь оружие, даже кухонные ножи, и изучать боевые искусства. Но жители не сдались и по ночам в укромных местах все равно собирались и обучались искусству рукопашного боя, которое прозвали Окинава-ТЭ (“Школа в зарослях).
Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: ТЭ стало называться карате.

Это название сохранялось до 30-х годов ХХ в., когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию. В 1899 г. в Шаньдуие было принято решение о том, чтобы ввести карате в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях. Угасавшая традиция получила новую жизнь на японской земле.

К началу Второй мировой войны уже существовали 4 крупнейших стиля японского карате-до: сётокан, годзю-рю, сито-рю, и вадо-рю.

Карате-до - это “путь пустой руки”, который построен на «триадах», то есть триединства принципов, где - Единство, образуемое тремя раздельными частями является Целостностью.
Физическая триада состоит из КИХОН (основа, базис), КУМИТЭ (спарринг) и КАТА (приемы против воображаемого противника) и требует самоотверженной тренировки и постоянного совершенствования техники.

Моральная триада включает в себя принципы СПРАВЕДЛИВОСТИ, ПОЩАДЫ и СОСТРАДАНИЯ.
Этическая триада построена на понятиях ДОЛГА, ЧЕСТИ и ВЕРНОСТИ.

Складывая все девять принципов триад воедино (а число девять символизирует СОВЕРШЕНСТВО), мы получаем всесторонне и гармонично развитую ЛИЧНОСТЬ.

Современное карате появилось и сформировалось лишь в 20-30-х годах ХХ в., и включает в себя несколько основных аспектов: физкультурно-оздоровительный, спортивный и боевой (самозащита, рукопашный бой).