В ходе боя ноги совершают разнообразные движения, перемещая тело, которое принимает множество позиций. Позиции служат для сохранения баланса и маневрирования. Перемещения со сменой позиций позволяют использовать инерцию тела и силу ног для усиления ударов и блоков, проведения бросков и других действий в бою. Функциональные особенности различных хорошо сбалансированных позиций в каратэ в целях обучения выражаются в определенных стойках, которые являются основой и канонизируются каждой школой.
При работе в классических стойках (кихон, ката, выполнение приемов самозащиты) находится оптимальная «посадка» в стойке. Ее уровень при перемещениях на обеих ногах и при смене позиций остается практически неизменным. При этом ноги, несущие основную нагрузку тела, должны быть напряжены подобно упругой пружине, а туловище должно сохранять прямое, вертикальное положение (с условным наклоном вперед на 1°.
В классических стойках — дзэнкуцу-, кокуцу-, сантин- и киба-дати — выполняется основной объем работы в кихоне, они чаше всего используются в ката и самозащите. Другие классические позиции — нэкоаси-, цуруаси-, мороаси- и какэ-дати расширяют возможность маневрирования.
Боевая стойка Кёкусинкай — стандартная равноопорная позиция — имеет для контактного поединка первостепенное значение.
Некоторые стойки имеют для боя второстепенное значение, но включены в квалификационные нормативы в связи с их использованием в традиционном процессе обучения, а также в ката.
Дзэнкуцу-дати - «передняя наклонная стойка». Предназначена в основном для стремительной атаки с резким сокращением дистанции. Позволяет создать максимальное ускорение выпада при сохранении фронтальной устойчивости. Удобна для атаки любой рукой в положении «ой» или «гяку» и выполнения сильных ударов задней ногой. Идеальна для начального обучения базовой технике в перемещении, где между ногами все время сохраняется естественная ширина плеч.
При работе в паре вход в дзэнкуцу-дати следует выполнять с постановкой стопы с внешней стороны от передней ноги партнера, как бы обтекая его. Это позволяет более удобно атаковать, защищаться и контратаковать.
При отходе назад стойка позволяет эффективно защищаться на безопасной дистанции и сдерживать натиск противника ударами задней ногой, чтобы получить возможность для контратаки.
Кокуцу-дати — «задняя наклонная стойка». Смещение центра тяжести на заднюю ногу сопровождается укорочением стойки на 1 ступню (в сравнении с дзэнкуцу-дати) и постановкой ног на одной линии. Это делает удобной защиту с отходом и «обереганием» дистанцией. Стойка позволяет входить внутрь защиты противника и раскрывать его для контратаки. При освобождении от захватов переход в кокуцу-дати позволяет сохранять фронтальную устойчивость и выводить противника из равновесия. Стойка удобна для стопорных ударов на отходе передней рукой или ногой, а также «вертушек» на передней ноге с атаками задней ногой.
Сантин-дати — стойка «трех точек», равноопорная позиция на ширине плеч с выдвижением передней стоны на 1 ступень и поворотом стоп внутрь под 45°. Она имеет хорошую устойчивость во фронтальном и боковом направлениях, позволяющую жестко работать руками в ближнем бою, а также эффективно освобождаться от захватов. Стойка позволяет делать обход противника со смещением в сторону, что повышает эффективность контратак, включая низкие удары ногами.
Киба-дати — стойка «всадника», где ноги расположены на двойной ширине плеч. «Распорка» согнутых ног создает особую жесткость и боковую устойчивость позиции. Увеличивает силу ног и равновесие при «посадке» в позицию. Это, в частности, позволяет противостоять броскам, а также использовать броски в бою, например, перед добиванием противника. Стойка позволяет выполнять технику на месте, двигаться разными способами во фронтальном и боковом направлениях, использовать позицию под 45°, выполняя различные маневры, особенно с резким сокращением или разрывом дистанции. Переход из промежуточной позиции (в ходе перемещения) в конечную стойку позволяет значительно увеличивать силу ударов и защит, благодаря скручиванию тела одномоментно с тазом.
Нэкоаси-дати — «кошачья» стойка, где практически весь вес тела смещен на заднюю ногу. Как и кокуцу-дати, стойка удобна для защиты, но при большем разрыве дистанции позволяет сдерживать противника освобожденной передней ногой. Удобна для выполнения комбинаций из ударов ногами и сменяя направления атаки.
Мороаси-дати — равноопорная стоика на ширине плеч с параллельно расположенными ступнями и выдвинутой вперед стопой. Предназначена для атаки или защиты стремительным «наскоком» (примерно на длину дзэнкуцу-дати). Обладает хорошей устойчивостью, близкой к сантин-дати.
Какэ-дати — «скрученная» стойка, принимаемая с заступом освобожденной ноги за опорную ногу. При скрещенном положении ног почти весь вес тела на опорной ноге как в нэкоаси-дати. Расстояние между ступнями как в кокуцу-дати. Повороты на мысках в разные стороны позволяют переходить из какэ-дати в кокуцу-дати и мороаси-дати. Специфика позиции обусловлена необходимостью гибкого маневрирования с резким сокращением дистанции, но неожиданным способом (в том числе с прыжком). Переходный характер стойки предполагает активные действия со скорейшим выходом из опасной зоны, что может осуществляться разными способами и в разных направлениях.
Боевая (равноопорная) стойка Кёкусинкай (камаэ-тэ-дати) оптимальна для начала и завершения боя и как промежуточная идеально устойчивая и маневренная позиция. Длина позиции как в кокуцу-дати, но ноги раздвинуты на ширину плеч.
Основной принцип перемещений (с сохранением позиции) - выдвижение ноги, расположенной впереди по ходу перемещения: вперед с передней ноги, назад — с задней, влево (из левой стойки) — с левой ноги, вправо — с правой ноги. Начальное движение «растягивает» стойку, а подстановка другой ноги вновь «собирает» позицию. Универсальный характер боевой стойки предполагает много других способов перемещений (с подходом к передней ноге и с заступом, с отходом к задней ноге и с заступом и т. д.) в различных направлениях.